Галина Николаевна Карташова, выдающийся педагог и директор, посвятила целых сорок лет непростой, но очень благородной профессии: обучению и воспитанию подрастающих поколений. За это время она снискала искреннее уважение и глубокую признательность многих своих учеников, которые до сих пор с теплотой вспоминают свою бывшую учительницу английского языка и наставницу. Даже спустя десятилетия ее выпускники до сих пор рассказывают о чуткости, требовательности и отзывчивости этого человека, который сумел навсегда зажечь в детях любовь к познанию. Ее неоценимый педагогический талант и безграничная любовь к ученикам оставили глубокий след в сердцах многих поколений.
Преподаватели играют огромную роль в становлении индивидуальности молодого человека, ведь именно они занимаются непосредственным обучением и воспитанием подростков в период интенсивного развития их личности. Учителя помогают раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал каждого ученика, научиться мыслить критически и формировать собственное мировоззрение. Своим примером педагоги формируют трудолюбие, уважение к знаниям, заботу о других. Благодаря индивидуальному подходу и эмоциональной поддержке учителя помогают подросткам осознать свои сильные стороны и мечты, став их доверенными советниками и друзьями.
Когда об преподавателях вспоминают?
К сожалению, вклад учителей в развитие российского образования и воспитание подрастающего поколения нередко недооценивается. Значение их нелегкого труда в формировании личностей остается зачастую не оцененным. Мероприятия по случаю профессиональных праздников зачастую ограничиваются формальными благодарностями, не сопровождающимися конкретным улучшением условий труда педагогов. Материальное поощрение учителей не соответствует их большой ответственности за будущее страны. Малая информированность общества об истинных трудностях преподавательского труда не способствует повышению престижа профессии и привлечению в нее квалифицированных кадров. Всё это негативно сказывается на качестве образования.
В обществе, к сожалению, профессию учителя часто вспоминают преимущественно только в ключевые праздничные даты, такие как 1 сентября и День учителя. В эти дни педагогов поздравляют и благодарят за их нелегкий труд, однако после торжеств их вклад в формирование будущих поколений быстро забывается. Между тем, роль преподавателей в развитии личности каждого ребенка и подростка неоценима. Их значение для общества стоит осознавать и признавать не единичными акциями, а постоянно – хотя бы тем, что образованию уделялось бы достойное внимание и финансирование. Учителя трудятся ради будущего всей страны целый год, постоянно обновляя и совершенствуя свои знания. Именно поэтому их работа должна цениться социумом ежедневно.
Что остаётся за кадром?
Сейчас в российской системе образования накопился ряд системных трудностей, касающихся работы с педагогическими кадрами. К таким проблемам можно отнести хроническое недофинансирование отрасли, что приводит к низкой зарплате учителей и невозможности ее существенного повышения. Кроме того, наблюдается отток молодых кадров из-за больших нагрузок и стрессов. Во многих школах сохраняется высокий уровень износа материально-технической базы. Не решена проблема повышения престижа и привлечения в педагогику талантливой молодежи. Также недостаточно эффективна система повышения квалификации кадров. Решение этих системных вызовов требует комплексного подхода на федеральном уровне.
Труд педагога в России недостаточно материально оценивается в виде достойной заработной платы и социальных льгот, что не соответствует его значимости для развития общества. Зарплата большинства учителей нередко находится ниже прожиточного минимума, а условия труда зачастую остаются изношенными. Пособия по уходу за детьми и другие преференции не являются стимулом для привлечения молодых специалистов в педагогику. При этом нагрузка преподавателей крайне высока. Из-за трудного материального положения многие вынуждены совмещать педагогическую деятельность с дополнительными заработками. Такое положение вещей не способствует повышению престижа подобного труда.
В сфере образования существует множество проблем, связанных с избыточным внешним вмешательством и давлением на педагогический коллектив. Учителя постоянно получают обширные указания и рекомендации «сверху» касательно организации учебного процесса, методик преподавания, содержания программ. При этом часто недостаточно учитываются мнение самых непосредственных исполнителей – самих преподавателей. Из-за жестких рамок и регламентации они лишены творческой свободы и возможности проявить собственную инициативу. Чрезмерный контроль не способствует повышению качества образования и индивидуальному подходу, а лишь увеличивает бюрократическую нагрузку на педагогов.
Много лишнего
Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются учителя в России, одной из ключевых является чрезмерно высокий уровень работы, не связанной непосредственно с обучением и воспитанием детей. Помимо непосредственных уроков, на педагогов возложено множество бюрократических функций по ведению документации, составлению различных отчетов и планов, организации внеклассной работы. Значительная часть времени тратится на административные процедуры. Все это приводит к тому, что у учителей существенно сокращается время на индивидуальное сопровождение детей, подготовку к урокам и самообразование. Из-за перегрузки ухудшается качество обучения и снижается престиж профессии.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его способности и склонности, является важнейшим принципом качественного образования. Однако на практике отечественная система образования не создает должных условий для его реализации. Из-за больших объемов учебной программы, переизбытка стандартизированных проверочных работ и жестких рамок урока у педагогов практически отсутствует возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, ориентированного на его интересы, задатки и темп освоения материала. Учителя вынуждены ставить галочки в журнале, а не заниматься развитием детей как неповторимых личностей. Это негативно влияет на результаты.
Профессия учителя в современной России, к сожалению, не пользуется должным престижем. Несмотря на огромный вклад педагогов в развитие общества и воспитание подрастающего поколения, их труд недостаточно ценится и материально оценивается. Зарплата учителей зачастую ниже средней по стране, а социальные льготы оставляют желать лучшего. Высокие нагрузки, бюрократизм и постоянный стресс также не привлекают молодежь. В результате серьезной проблемой остается низкий престиж преподавательской работы и отток квалифицированных кадров в более выгодные сферы. Это отрицательно сказывается на качестве образования будущих поколений.
В российской системе образования наблюдается острый дефицит педагогических кадров, особенно молодых специалистов. В старших классах растет доля перегруженных уроками ветеранов педагогики, а число молодых учителей катастрофически низкое. Причинами кадрового голода являются низкая зарплата, высокий уровень стресса из-за перегрузок, отсутствие возможностей для самореализации и карьерного роста. Молодые люди предпочитают более выгодные и престижные сферы деятельности, нежели педагогику. Это негативно сказывается на качестве преподавания, так как новые поколения учителей не приходят на смену ветеранам, а это грозит перспективе развития российского образования.
Что можно сделать?
Несмотря на множество накопившихся проблем в сфере образовательных кадров, большинство из них вполне можно решить с помощью целенаправленных и эффективных мер. Приоритетным направлением должно стать существенное повышение заработной платы учителей, которое позволит сделать преподавательскую деятельность достойно и престижно оплачиваемым трудом. Это привлечет в профессию квалифицированных специалистов и удержит имеющихся, а также снизит нагрузку благодаря распределению функций. Более высокий доход облегчит жизнь педагогов и улучшит качество их работы. Именно решение задачи материального стимулирования преподавателей должно стать началом комплексных преобразований.
Одним из ключевых шагов для решения проблем российской системы образования является снижение избыточной административной нагрузки на педагогов, которая сегодня отвлекает их от непосредственной педагогической деятельности. Необходимо сократить обязательные отчеты и планы, оптимизировав их форму и периодичность внесения отчетности. Многие функции по ведению документации и организации внеучебной работы целесообразно передать учебно-вспомогательному персоналу, освободив учителя для педагогического процесса. Это позволит значительно снизить бюрократическую нагрузку педагогов и вернуть их к непосредственному общению с детьми – их основной миссии.
Одной из ключевых задач развития образовательной системы является создание условий для полноценной реализации индивидуального подхода к каждому ребенку. Педагог должен иметь свободу творчески подавать учебный материал, учитывая интересы и возможности конкретных учащихся. Необходимо минимизировать единообразные проверочные работы и сократить перегрузку учебными программами, чтобы учитель имел время и возможность заниматься с детьми один на один, развивая их способности. Живое общение с преподавателем и активные методы обучения дадут гораздо больший эффект, чем формальные занятия. Именно такой подход должен стать нормой, обеспечивающей высокое качество образования.